Дигорский язык
Видео
ЖЗЛ
Искусство
Достопримечательности
Поэзия
Фольклор

Верный Страж Народа. Марк Тогузаев. Часть 1.

Верный Страж Народа. Марк Тогузаев. Часть 1.

Верный Страж Народа. Марк Тогузаев. Часть 1.

Друзья, мы публикуем рукопись Марка Тогузаева из архива музея имени Георгия Цаголова в Дигоре о Дебола Гибизове -  легендарном предводителе революционного Христиановского и созданной им партии "Кермен". Воспоминания Марка Тогузаева - историка, революционера, создателя вышеупомянутого музея в Дигоре ценны тем, что он был очевидцем и непосредственным участником всех описываемых им событий.

Мы обязаны не только читать эти материалы, но и донести их до наших детей и внуков! Чтобы они осознали, чьими потомками они являются и смогли обнаружить в себе качества, которые позволили нашим предкам стать победителями в упорной борьбе за справедливость и равенство!



***

Верный Страж Народа

Марк Тогузаев

Часть 1

 Дебола.jpg

Летом 1917 года во Владикавказе на своём учредительном собрании была оформлена организация осетинской революционно-демократической партии «Кермен».

Еще до это в селении Христиановском (ныне г. Дигора) весною 1917 года состоялось общее тоже организационное собрание первой ячейки этой партии. Тогда партия еще не носила название «Кермен» - оно было принято после этого собрания. С этим именем она пришла и во Владикавказ.

Инициатива организации авторитетной революционной партии, какой явилась партия «Кермен», принадлежит Гибизову Деболе. Он родился в селении Христиановском в 1889 году в семье хлебороба, который личным своим трудом кормил большую семью. Отца Дебола звали Даппо. Когда родился Дебола Даппо произнёс: «Обрёл себе помощника в работе».

Дебола стал ходить в школу. Он учился хорошо. Видя горячее стремление сына к учёбе, Даппо не стал ему перечить. Так шли дни, годы. Дебола подрос. Он хорошо понимал, что глава большой семьи не сможет обеспечить сына в чужом далёком городе, поэтому он решил выехать в Сибирь на заработки[i]. На станции Маньчжурия он стал работать ночным сторожем, а потом конторщиком.

Любознательный Дебола прислушивался к голосу полит. Заключённых и рано впитал в себя их революционные идеи и взгляды. На эту связь Дебола с политическими ссыльными обратила внимание охранка и он переехал в Иркутск. Одновременно Дебола занимался самообразованием, как и в Маньчжурии, так и в Иркутске.

И только в 1910 году Дебола вернулся в Осетию, в родное село.

Здесь Дебола продолжает заниматься своим образованием. Читает Чернышевского и Добролюбова, впитывает их революционные взгляды, идеалы. Есть данные, которые говорят о том, что Гибизов изучал марксизм и твердо переходил на рельсы профессионального революционера. В своих воспоминаниях это подтверждает и профессор Кокиев.

Дебола поступил и стал учиться в Московском Университете. Но война 1914 года не дала ему возможности окончить его. В армии Дебола внимательно изучает военную обстановку и доступные для него официальные и неофициальные материалы, и пришёл к выводу, что война несёт разорение, обнищание народу и обогащение капиталистам.

После Февраля Дебола снова в Осетии, снова с товарищами, теперь уже не со студентами, а революционерами. Настали долгожданные дни революционной работы. Единомышленники быстро нашли друг друга. В то время в с. Христиановском жили и работали Тогоев Данел, Золоев Николай, Абаев Шамиль, Уруймагов Харитон (Гуатцау), Кесаев Карамурза, Кесаев Савва, Бугоев Дзибирт и многие другие. Сюда часто приезжал из Урсдона Чекоев Ефим и из Дигорского ущелья Тавитов Хамби. Во Владикавказе тогда работали Мамсуров Саханджери, Гарданов М, Рамонов Е, Такоев Симон, Калагов Миша, Цаголов Георгий, Кесаев Николай (Колка), Гибизов Д, Созаев Т, Гостиев А. Во Владикавказ часто приезжали из Христиановского, Алагира, Ардона, Урсдона и других мест; устраивались встречи, на которых обсуждались темы текущего момента, изучали обстановку, прислушивались к выступлениям лидеров различных партий. Марксисты, ленинцы шаг за шагом находили верные решения всем трудным вопросам, выдвинутым в процессе политической борьбы на Тереке после февраля.

Так Гибизов и Созаев Т еще в весну 1917 года систематически посещали митинги, собрания, совещания, которые только свершались в городе (Владикавказе). Эти два товарища как бы проходили стажировку по изучению политического лица различных партий и образований, осетинского национального совета, меньшивиков, эсеров, горского правительства, различных «кругов» ( Къоста, Готон); изучали подготовку и силу лидеров этих политических образований, знакомились с их политическими аргументами. Так делали не только Гибизов и Созаев, но и другие. Одним это удавалось лучше и легче, другим труднее. Это зависело от того, насколько хорошо люди знали вопросы марксизма.

Передовым людям того времени нельзя было оставаться праздным наблюдателем, и они ими не оставались. Совещания, обмен мнениями, предложения, смелые планы…и результат - только один плюс – революция.

Весь консервативный элемент тянул направо, на полюс контрреволюции. Находились люди, которые блокировали между ними, но и те, кто примыкали к этим полюсам. На левом полюсе общественно- политической жизни Осетии после февральской революции сосредоточили свою работу те, кому сродни были интересы трудового народа, кто всем сердцем своим протянул свою руку к руке трудового народа. Так появилась партия «Кермен», история которой тем и знаменательна, что она не отошла ни шагу от линии борьбы за идеалы труда, шла рядом с большевиками и в блоке с ними отстаивала и тактику, и стратегию большевизма.

«Кермен» была партией бедняков и трудового крестьянства Осетии. Партия «Кермен» была врагом помещиков, феодалов, князей, землевладельцев, церковников, арендаторов[ii].

Организатором и вдохновителем партии «Кермен» был Дебола Гибизов. Созаев Тарас – соратник Гибизова, всегда стоявший в первых рядах партии «Кермен» вспоминает: «Дебола Гибизов по своей природе был человеком скромным, искренним, самоотверженным, всегда готовым пожертвовать собою ради лучшей жизни бедного народа. Суровый и беспощадный в отношении врагов народа, Дебола был строг и взыскателен и к себе».

Дебола был постоянным посетителем владикавказских собраний большевиков, согласовывал с ними наиболее важные вопросы, держал связь с Кировым, Мамсуровым, Буачидзе, Орахелашвили, Цаголовым.

В свою очередь и они не забывали «Кермен».

Гибизов был незаурядным пропагандистом, организатором масс. Своим доходчивым словом он влиял и на крестьян, и на воинов осетинского полка. Так 20го октября 1917 года Гибизов Дебола докладывал в Терскмо Областном Совете о проделанной работе.

Ему удалось сформировать Советы Крестьянских депутатов в сёлах: Христиановское, Урсдоне, Разбуне, Магометановском, Ахсарисаре, Донифарсе, Стур-Дигоре, Новом Урухе.

Когда мы говорим об исторической роли «Кермен» в политической жизни в Осетии и на Тереке в период её существования, мы ни одной минуты не должны забывать по роли и весе Гибизова Дебола, организатора этой партии.

Партия «Кермен» Целиком и полностью оправдала свою историческую роль. Она правильно поняла, что в 1917 году необходим был организатор трудового народа, а в Осетии трудового крестьянства. Этим организатором и явился «Кермен». Хорошо подкованная знаниями марксизма передовая интеллигенция Осетии была брошена во все уголки Осетии и стала разъяснять массам вопросы текущего момента, доказывать на примерах: кто друг, а кто недруг землеробу, разоблачала буржуазных националистов, генералов, меньшевиков, эсеров, указывала пути достижения цели. Таким образом была пробуждена масса, она осознала свою роль и это побудило её к сплочению, единению. Массы народа увидели, что период после февраля ничего хорошего им не дал и не сумел дать, увидели, что земли оставались землями их владельцев, а война не утихала, увидела, что религия стала подливать масла в огонь еще пуще прежнего и натравливала совместно с антинародным элементом одно село на другое, одну народность на другую, казаков на горцев и наоборот. Всё это было на руку буржуазии, и она не дремала. Контрреволюционная часть осетинской интеллигенции вместе с высшим и старшим офицерством старательно плела паутину религиозных канонов, закрепляя под этой паутиной права на собственность. Так образовался «Круг Коста», «Царадзон» и группа «Готон», которая под демократическим названием и маркой на деле проводили в жизнь националистические страсти, закрепляя эксплуатационные устои капитала, отвлекая массы от классовой борьбы, от революции.

Влияние партии «Кермен» было огромно! Только за пять -шесть месяцев ряды партии «Кермен» выросли до 1000 человек. Это объясняется тем, что трудовое крестьянство и передовая интеллигенция[iii] видели в партии «Кермен» не столько тех, кто после нёс доходчивое слово до них, сколько тех, кто практически, на деле осуществлял это слово.




[i] Из разных источников, в том числе воспоминаний товарищей Дебола по работе в Сибири, которые опубликованы у нас на сайте, мы знаем, что Дебола отправился на заработки в 15 летнем возрасте.

[ii] В разных материалах об эпохе революции мы писали о том, что после февральской революции надежд крестьян на получение земли не оправдались, что осетинская знать, переобувшись в борцов против царизма и провозгласив себя радетелями за национальные интересы, на самом деле продолжила политику ущемления прав простых людей на землю, а значит на прокормление своих семей. Представители зажиточного класса в Осетии, казачество скупали земли и стоимость аренды земли после февральской революции возросла в разы, то есть крестьяне по факту еще больше обеднели и нуждались. Именно в это время появляется партия Кермен, которая начинает выявлять истинное лицо членов всех остальных полит. образований на Кавказе и именно этот факт сделал Кермен поистине народной партией не только в Дигории, но и во всей Осетии, и на всём Кавказе. Читатйте наши материалы в разделе История (Прим. Алборты З.А.)

[iii] Под передовой интеллигенцией надо понимать знакомые нам имена: Бориса Алборова, Сармата Косирати, братьев и сестёр Дзагуровых: Тембола, Дзахо, Губади, Зины и Христины; Харитона Уруймагова, Михала, Соломона, Константина Гардановых, Инала Собиева, Георгия Цаголова, Георгия Кокиева и др. Все эти люди поддерживали борьбу профессиональных революционеров, именно Керменистов.



Возврат к списку