ИСТОРИЯ ДИГОРЫ
Г Л А В А XV
КУЛЬТУРНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО В ДИГОРЕ В ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ (1946 – 1971 г.г.)
§ 2. Культурно-просветительные учреждения
Как уже отмечалось выше, в годы войны были разрушены школы, клубы, больницы и другие административные здания. Дигорский сельский клуб, например, был превращен сначала в мастерскую по ремонту танков, затем в конюшню. Особенно пострадала библиотека. Ее фонд был разграблен, частью сожжен.
Но село постепенно залечивало раны. Стали оживать и функционировать культурно-просветительные учреждения. Была налажена работа Дома культуры. В 1946 году здесь вновь были созданы кружки художественной самодеятельности, активными участниками которых являлись, в частности, Кимлен Цаголов, Епо Гульчеев, Вера Гуцунаева, Солтан Тавасиев, Майран Билаонов, Сергей Габеев, Роман Коцкиев, Аза Тогузаева, Анета Цаллаева и др.
В период подготовки к первому фестивалю молодежи и студентов Северной Осетии в начале 1957 года в Дигорском районном Доме культуры создается ансамбль песни и танца, который активно стал готовиться к этому празднику молодости. Старания увенчались успехом: он опередил многие опытные коллективы республики, заняв первое место и став лауреатом форума. А электрику Епо Гульчееву, солисту ансамбля, выпала честь участвовать во Всемирном фестивале молодежи в Москве.
Ансамбль добился еще больших успехов в последующие годы.. В 1958 году, на республиканском смотре самодеятельных ансамблей коллектив из Дигоры был награжден дипломом 1 степени и ценными подарками. Так же успешно он выступил и на 11 фестивале молодежи Северной Осетии в 1959 году. В 1968 году, выступая в составе 120 человек, ансамбль дигорских самодеятельных танцоров вновь занял 1 место.
В репертуаре ансамбля, кроме национальных танцев, были и песни, среди которых «Песня о Ленине», «Песня Мира», «Слава партии», «О Плиеве» и др. Таким образом, коллектив из сугубо хореографического превратился в ансамбль песни и танца. Он систематически обслуживал концертами трудящихся Северной Осетии. В 1962 году ансамбль был приглашен в Краснодарский край, а в 1964 году – в Кабардино-Балкарскую АССР.
С 1965 года балетмейстером здесь работает Виктор Цаголов, гармонистами – Белла Марзаева и Иза Арчегова; хором ДК продолжает руководить Олег Савкин, струнным оркестром – Майран Билаонов, народным мужским хором – Епо Гульчеев.
Участники Дигорского ансамбля песни и танца были заняты и в съемках самодеятельного фильма А. Джанаева «Осетинская легенда», роль главного героя в котором сыграл солист ансамбля, киномеханик Ахсар Калицев.
Большого признания добился коллектив гармонистов, объединяющий до 50 участников.
В период подготовки к республиканскому телевизионному смотру сельской художественной самодеятельности, посвященному столетию со дня рождения В.И. Ленина, репертуар ансамбля песни и танца значительно расширился.
По итогам смотра РДК было присвоено звание «Лучший Дом культуры Российской Федерации».
По общему признанию, ансамбль стал одним из лучших в Северной Осетии. Он был рекомендован представлять Советский Союз на международном смотре фольклорных произведений в польском городе Закопане.1
В памяти жителей Дигоры 16 августа 1964 года останется как день открытия музея им. Г.А. Цаголова. Это событие знаменательно не только в жизни района, но и всей республики.
Материалы музея рассказывают о деятельности выдающегося революционера-большевика и его соратников. Музей ныне является школой патриотического и интернационального воспитания молодежи. Он расширяется, пополняется новыми экспонатами. Ежегодно его посещают более 10000 человек. Много сделал для его становления директор музея М.Ц. Тогузаев.
§ 3. Писатели и поэты
Осетинская литература, как в прозе, так и в поэзии, в послевоенные годы и в последующий период, сделала крупный шаг в своем поступательном развитии, в который определенный вклад внесли писатели – выходцы из Дигоры. Их произведения отражают жизнь советского народа на разных этапах пронизаны духом советского патриотизма и социалистического интернационализма. Ниже приводятся краткие справки о каждом из них.
а) Казбеков Казбек Тимофеевич (1912 – 1966 г.г.) – известный осетинский поэт и драматург, прозаик и критик; он родился в 1912 году в селении Христиановском, в семье крестьянина-середняка. Детство свое он провел в родном селении. В 1921 году поступил в школу, где учился до 1927 года, а в 1928 году работал в Дигорском Окркоме ВЛКСМ.
В 1929 году К. Казбеков поступил во Владикавказский Политехникум путей сообщения, где проучился один год, а затем, жнлая получить литературное образование, в 1930 году был принят на литературный факультет педагогического института. После его окончания он поступил в аспирантуру Северо-Осетинского Научно-исследовательского института, которую окончил в 1938 году. После этого он вел педагогическую деятельность: читал лекции по истории осетинской литературы и по фольклору в пединституте.
В годы Великой Отечественной войны он находился на разных фронтах. Был награжден орденами: Отечественной войны 1 и 2 степени, Красной Звезды и многими медалями.
После войны Казбеков вернулся к своей и научно-педагогической работе. Умер он в расцвете творческих сил – 31 декабря 1966 года.
Казбек Тимофеевич писать начал с 1928 года. В тридцатых годах его стихи вышли отдельными сборниками «Свирель новой жизни» (1932) и «Счастливая эпоха» (1938).
Основные мотивы поэзии Казбекова – любовь к Родине, дружба народов, картины колхозной жизни. В его поэзии большое место занимает роль партии и образ В.И. Ленина.
Хорошо ему даются пейзажные стихи, картины родного края («Пастухи», «Утро», «Вечер в горах», «Дерево» и др.).
В конце тридцатых годов Казбеков в соавторстве с В. Корзуном написал драму «Нарт Батрадз» по мотивам героического осетинского эпоса. Она была удачно поставлена на сцене Северо-Осетинского драмтеатра в сентябре 1941 года. Это была героика, любимая театром и зрителями. Она была созвучна с духом военного времени.
В своих военных стихах Казбеков создал образы осетинских воинов, которые не щадят жизни, чтобы одержать победу над врагом. Стихотворения «Отомсти, боец!», «Мы фашистов разобьем!», «Вперед, на Запад» - пронизаны боевым пафосом.
Казбековым написано много статей по отдельным вопросам осетинской литературы. Он оказывал большую помощь школам республики, для которых составлял хрестоматии и учебно-методические пособия. В соавторстве с Г. Калоевым им составлена хрестоматия по осетинскому фольклору для студентов филологического факультета Пединститута.
Казбеков проделал большую работу по сбору и публикации осетинского народного творчества. В его обработке и переводе на русский язык издано много осетинских сказок. Он составил сборник осетинских народных песен и издал его со своим предисловием и комментариями.
Уруймагова Езетхан Алимарзаевна (1905 – 15.V.1955 г.г.) – видная осетинская писательница; в послевоенной осетинской литературе ее творческое наследие занимает значительное место, оно состоит из рассказов, публицистических статей, очерков, драматических произведений и неоконченного романа – трилогии «Навстречу жизни».
Уруймагова – первая писательница – осетинка, которая создавала свои произведения на русском языке.
Она родилась 12 декабря 1905 года в селении Христиановском в семье крестьянина-бедняка. Она была седьмой дочерью у отца. Будущая писатель-ница первоначальное образование получила в церковно-приходской школе. Следует отметить, что в ее судьбе большую роль сыграл ее дядя Харитон (Гуатдзау) Уруймагов – крупный просветитель Осетии конца XIX - начала XX века. Он ее часто брал к себе, научил ее читать, привил любовь к книгам. В ее воспитании заметную роль сыграла и ее сестра Сарра.
В 1920 году, когда в селении Христиановском образовалась первая комсомольская ячейка, она была в числе первых трех девушек, принятых в комсомол.
Вскоре она переехала во Владикавказ, где окончила среднюю школу (1925 г.). С 1929 по 1932 год – она студентка литературного факультета педагогического института, а по окончании его – учительница в родном селении.
В годы Великой Отечественной войны Езетхан жила в Баку по месту службы мужа, здесь же вступила в ВКП (б), сотрудничала в военных газетах, преподавала литературу и русский язык в средней школе. В послевоенное время она целиком отдалась литературной работе. Скончалась Езетхан 15 мая 1955 года после тяжелой и длительной болезни.
Первые ее творческие замыслы появились еще в 1925 году, но систематической литературной работой занялась в середине 30-х годов. Первая ее повесть «Чинаровая роща» посвящена теме гражданской войны.
В 1935 году в Ленинграде Уруймагова обратилась за творческой помощью к П. Тихонову. Ему первому она рассказала о замысле романа из истории жизни осетинского народа и показала первые наброски. С того времени между осетинской писательницей и поэтом Тихоновым установилась длительная творческая дружба. Тихонов сыграл большую роль в развитии ее таланта, оказывал ей большую и систематическую помощь в работе.
Заметную помощь оказал ей и писатель Ю. Лебединский.
Творческий замысел писательницы получил частичное воплощение лишь после войны. В 1948 году публикуется первая книга трилогии «Навстречу жизни».
Это произведение молодой писательницы было встречено читателями и критикой с большим интересом. Автору удалось в романе развернуть широкую картину жизни осетинского народа в период с конца XIX и примерно до 1906 года. В центре ее внимания – две основные темы: деградация алдаров, которые самой историей обречены на гибель, и рост и развитие революционной сознательности горской бедноты.
Уже после ее смерти опубликована ее вторая книга романа. Она осталась незавершенной. В ней прослеживаются дальнейшие судьбы героев в период с 1907 до 1912 года. К третьей книге Уруймагова не успела приступить. До нас дошли лишь наброски плана, по которому события в третьей книге должны были происходить уже после Октябрьской революции.
Свое впечатление от романа Уруймаговой видный советский писатель Ю. Лебединский сформулировал следующим образом: «Не только душа писателя, как это бывает при чтении талантливой книги, - душа целого неведомого мне народа открылась передо мной».
Работая над большим эпическим полотном, Уруймагова одновременно создает и ряд драматических произведений: комедию «Знатная невеста» (1948 г.), пьесы «Враги» и «Саниат» (1949), инсценировку по мотивам романа «Навстречу жизни», «На восходе», «Заря» (1951). Пьеса «Враги» с большим успехом шла на сцене Северо-Осетинского театра ряд сезонов еще при жизни автора. Пьеса «На восходе» была поставлена уже после ее смерти.
В 1951 году Северо-Осетинское издательство выпустило в свет небольшой сборник рассказов Е. Уруймаговой «Самое родное», в этой книге – десять произведений. В 1965 году вышел второй ее сборник под названием «Седьмой сын», где более двадцати произведений. Для большинства рассказов Уруймаговой характерна значительность темы, острота конфликта, занимательность сюжета. Динамика действия и, наконец, яркий, эмоциональный язык повествования.
Как писатель, Уруймагова сформировалась под воздействием двух культур – русской и осетинской. Овладев всем лучшим, что принесла русская литература народам Кавказа, Е. Уруймагова в своем творчестве искала новые пути для обогащения и дальнейшего развития родной осетинской литературы. Ее произведения, созданные на русском языке, сохраняют национальный аромат и своеобразие.
Ранняя смерть Уруймаговой – большая потеря для советской литературы. Н. Тихонов в связи с этим писал: «Если бы она так драматически не умерла, она бы создала еще не одно произведение, котрое было бы украшением советской литературы».
в) Елекоев Мурат Георгиевич – родился в 1923 году в семье советского служащего, кермениста; отец его, Георгий Саввич, был активным борцом за Советскую власть. Мурат в 1941 году окончил среднюю школу и поступил на литературный факультет Северо-Осетинского государственного педагогичес-кого института. В начале войны добровольцем ушел на фронт и вскоре стал командиром расчета противотанкового орудия. Мужественно сражался против фашистских захватчиков. На фронте вступил в ряды Коммунистической партии. За образцовое выполнение заданий командования Мурат имел правительственные награды1. Он участвовал в освобождении Северного Кавказа и Крыма.
7 ноября 1943 года на расчет Мурата Елекоева двинулись 25 фашистских танков. 6 танков подбили артиллеристы, остальные повернули обратно. Но в этом единоборстве погиб смертью героя и молодой поэт, храбрый воин Мурат Елекоев. Его тело было доставлено на родину и похоронено с воинскими почестями в г. Орджоникидзе.
Такова короткая, но полная отваги и мужества жизнь Мурата Елекоева.
Суровость обстановки еще больше укрепляла в нем веру в победу над врагом. Это чувство хорошо выражено им и во многих фронтовых письмах к отцу и родным. «Вас, конечно, интересует моя жизнь, - писал он. – Жизнь протекает по-фронтовому – сурово. Но я ею доволен…Иду на штурм Крыма в числе штурмующей группы. Еще одну часть советской территории мы вырвем из рук немецких фашистов. Мы навсегда водрузим наше боевое знамя на этом полуострове».
Елекоеву, как любому молодому поэту, не чужда была лирика. Он писал, наряду с боевыми стихотворениями, и лирические стихотворения («Утро» и др.).
Мурат Елекоев печатался главным образом во фронтовых газетах.
Поэт твердо верил в неизбежность торжества советского народа.
Он писал:
Идя вперед
С эпохой своей
Мы пронесем
Победы нашей знамя
От наших рек
До вражеских морей.
Так думал и писал поэт в стихотворении «Песня советских воинов».
***
Мы рассказали о тех, кого сегодня нет среди нас. Но следует упомянуть и тех, кто сегодня среди нас3 и чье творчество развивается успешно. Это – Василий Македонович Цаголов, Давид Иласович Тимиряев, Виктор Константинович Акоев, Таймураз Гацирович Тетцоев, Казбек Урусбиевич Тамаев, Мухарбек Тотаев, Тамбий Калицев.
Продолжение следует.
1. Ансамбль «Кафт» Дигорского РДК получил главный приз фестиваля в Закопане – «Золотой топорик».
2. По данным сайта Министерства обороны РФ «Память народа.ру», Мурат Георгиевич Елекоев , командир орудия 45 мм 164 гвардейского стрелкового полка 55 СД, затем 521 СП 133 СД был награжден медалью «За отвагу», орденом Красной Звезды и орденом Отечественной войны II степени ( ред. сайта digoria.com).
3. книга писалась в конце 60ых годов, сегодня из перечисленных авторов в живых не осталось никого.