Дигорский язык
Видео
ЖЗЛ
Искусство
Достопримечательности
Поэзия
Фольклор

Боорис Сабанти. Интеллигенция Осетии 60ых годов.

Боорис Сабанти. Интеллигенция Осетии 60ых годов.

Боорис Сабанти. Интеллигенция Осетии 60ых годов.

Интеллигенция Осетии 60-ых годов.

Борис Сабанти

5ff71db0d056ea0621097d8d46bd5868.jpg

Не уверен, что кроме России интеллигенция где-то еще выделялась, как отдельная структура общества.

В СССР были узаконены три класса – рабочие, крестьяне и прослойка интеллигенции. Эта прослойка не была однородной. Интеллигенция классифицировалась на техническую, научную и творческую. Последняя группа была представлена художниками (Союз художников и Художественный фонд), композиторами (Союз композиторов), писателями (Союз писателей) и артистами (театры филармония, ансамбли, цирки, киностудии). Отдельно существовал Союз журналистов. Многочисленные НИИ подчинялись соответствующим министерствам. Значительная часть научных работников страны объединяла четыре официальные академии — АН СССР, Академия медицинских наук, Сельскохозяйственная академия и Академия коммунального хозяйства.

В Осетии было 4 вуза, 13 техникумов. В начале 60-х годов к СОНИИ добавились НИИ неорганической химии и НИИ горного и предгорного сельского хозяйства. Потенциал огромный! Но, в основном, количественный — формально интеллигенция наличествовала, но она никак не была связана с народом Осетии и, во-вторых, никак не была связана друг с другом. Не было общих проблем, связывавших представителей интеллигенции в единое целое. Успех или неудача, скажем поэта, художника, скульптора, определялись лишь заказом государства дали — деньги, издается книга или музей покупает картину или скульптуру. Все, абсолютно все творческие работники зависели от государства! Творческая свобода? Но не в то время! Была и народная слава, завоеванная личным талантоме: В. Тхапсаев, Т. Кокойти A. Баева, П. Торчинов; борцы С. Дзарасов и Б. Кулаев их в Осетии знали любили.

Thapsaev_VV.jpg Кокойты_Т.jpg Баева_Альбина_Владимировна.png 

Слева направо: Владимир Тхапсаев, Татаркан Кокойты, Альбина Баева.

Dzarasov_Sauk.jpg  Kulaev_Bor.jpg

На фото борцы Саукудз Дзарасов и Борис Кулаев

Каждый ВУЗ жил своей замкнутой, имеющей связь с Осетией очень опосредованно Самым закрытым, т.е. никак не связанным с Осетией, был СКГМИ. Вуз был не регионального, а союзного значения. Именно здесь выпускался отраслевой научный журнал. Довольно высокий рейтинг был у Сельскохозяйственного института, где работал единственный на Северном Кавказе Почетный член Академии наук СССР профессор Д.Н. Тарноградский и это был потомственный владикавказец. По праву гордившийся тем, что у него не было в библиотеке единственной книжки —  сберегательной! В его трехкомнатной квартире из мебели были лишь стеллажи с книгами на кухне был стол с 4 стульями и раскладушка. И бездна знаний и обаяния самого профессора. Если кто-то помнит старый Проспект на площади Ленина был ювелирный магазин. До революции там размещался магазин колониальных товаров, которым владел отец Тарноградского — купец І гильдии. После революции конфисковали этот магазин и частный дом на углу ул. Огнева и Джанаева. Не знаю, как они уцелели физически. Тарноградский заведовал кафедрой зоологии, при которой создал очень приличный зоологический музей. Он по праву гордился созданной на склоне горы Казбек метеорологической станцией C мощеной дорогой (дорога поднималась мимо развалин «Замка царицы Тамары»).

Эту стройку трудные послевоенные годы профинансировала Академия наук СCCP Профессор Тарноградский не был публичным человеком и его мало кто знал в Осетии. Но все, кто был c ним знаком, неизменно попадали под его обаяние.

К началу 60ых годов в ВУЗах (науке, вообще) действовали старых принципы формирования научных кадров, когда защита докторской диссертации сама по себе была значительным научным достижением. По устоявшимся правилам (и традициям дореволюционной России) на кафедре мог быть только один профессор, который и возглавлял её. Во всех четырёх ВУЗах Осетии кафедры на 80-90% возглавлялись доцентами.

Эта ситуация во многом способствовала популярности каждого профессора. Да и система оплаты труда в Советском Союзе способствовала общественному уважению к вузовским преподавателям. Ставка профессора составляла 450 рублей. Столько же получал министр союзного уровня и Первый секретарь Обкома партии. Если учесть, что в это время не было коррупции в эшелонах власти и взяток в учебных заведениях, а уборщица получала 60-80 рублей, то понятен авторитет профессора на бытовом уровне.

Сейчас в Осетии профессоров и докторов наук больше, чем было в довоенном Ленинграде. Но их зарплата составляет 16-19 тысяч рублей, а зарплата уборщицы 20-25 тысяч рублей. Вот тебе и авторитет. Правда, против авторитета работают и поборы со студентов. Мне, проработавшему преподавателем более пятидесяти лет, трудно представить, что, читая лекцию ты встречаешься взглядом со студентом, с которого ты брал взятку! Мало того, что тебе должно быть просто стыдно, ты должен понимать, что студент тебе не верит всему, что ты говоришь.

Да, жить на такую зарплату невозможно. Да и само государство поставило высшее образование в невыносимые условия и постепенно разрушает одну из лучших в мире систем подготовки кадров (понять бы еще – почему?), но и сами преподаватели способствуют разложению вузовского преподавания.

Начало 60ых годов было временем надежд. Мы, поколение того времени, болезненно переживали развенчание Сталина. И начали думать. Но, когда привычный к подчинению и поклонению идеалогичские службы начали возрождать культ личности, тем более в лице и неуча Хрущёва, в молодёжной среде началось брожение. Так было в столицах. В Осетию к этому времени приехали выпускники столичных ВУЗов. Заметны были: А. Плиев, В. Беликов, В. Текиев, В. Таболов в СКГМИ; В. Фардзинов, М. Токаев, Х. Кертанов, Б. Гадзаов в ГСХИ. Энергия молодости, столичная привычка к общению способствовали оживлению общественной Осетии. Центром притяжения был и Осетинский театр, туда вернулся Бибо Ватаев, Кот Бирагов, Роза Бекоева, Жанна Плиева. Отделение ВТО тоже находилось в здании Осетинского театра. Директором там значилась великолепный режиссёр З. Бритаева, но работой руководили Лемза Тибилова (дочь Езетхан Уруймаговой) и Лёва Хасиев. Оба были рафинированными интеллигентами, общение с ними всегда доставляло массу удовольствия. Лёва Хасиев работал переводчиком в Осетинском театре (синхронный перевод с осетинского на русский), но за тридцать лет знакомства я не слышал, чтобы он говорил по-осетински. Лишь однажды он спросил – какое самое красивое слово на осетинском языке, ты знаешь? И сам же ответил – «баниуаза» (выпей). Какое звучание! Сетуя на низкую посещаемость театра, он высказал идею, что зрителя надо растить самому театру, работать с детьми. Лемза притягивала к себе людей профессионализмом, легкостью общения и неизменной доброжелательностью.

Зарифа Бритаева.jpg 1401703.jpg  Жанна_Плиева.jpgРОЗА БЕКОЕВАjpg.jpg

На фото слева направо: Зарифа Бритаева, Коста Бирагов, Жанна Плиева, Роза Бекоева

Ещё одним островком вдохновения для меня был СОНИИ с Хазби Саввичем Черджиевым во главе. Институт был камерным – штат научных работников не превышал 20 человек. Большая часть сотрудников были либо жёны, либо дочери, племянницы высокопоставленных партийных и административных чиновников Осетии. Кроме двух человек в отделе экономики, все остальные работали в отделе истории и отделе филологии. Институт, кстати, имел свою аспирантуру, куда принимали по принципу «свой-чужой». Несмотря на не совсем научный принцип формирования кадров, Х.С. Черджиеву удавалось поддерживать высокий научный авторитет СОНИИ, о чём свидетельствовал регулярно издаваемый научный журнал «ВЕСНИК СОНИИ». Мудрость Хазби Саввича, способствовала тому, что в институте никогда не было дрязг и скандалов, свойственных научным коллективам с преобладанием женщин.

cherdjiev.png Хазби Саввич Черджиев.

Владикавказ начало 60ых годов был камерным городом с населением около 200 тысяч человек. Первоначально он строился, как крепость. Затем стал административным центром. Вокруг крепости было небольшое поселение Иры хъау (осетинское село). Позже здесь стали селиться семьи военных, отставники с Кавказской Линии. Появились Молоканская слобода, Курская слобода, Армянская слобода со своей церковью, большое поселение грузин (более 10 тысяч человек), греков. К описываемому времени в городе состав населения был довольно пёстрым- около 36% составляли русские, по одной трети- осетины и украинцы. В районе Мед. Института был расположен Шалдон и небольшой рынок (Привоз). Удивительное смешение народов! Но никогда, никогда! Не случалось разборок на национальной почве. Я вырос на Тенгинской улице ( ул. Триандафилова), где мы играли в лапту, футбол и другие детские игры. На улице жили греки, армяне, грузины, русские, осетины, но никогда не делили детей по национальности – мы всегда были соседями. Единственный критерий деления людей был: «хороший» - «плохой». Таким сложился Владикавказ (в разное время Орджоникидзе, Дзауджикау, Владикавказ) – многонациональный, культурный центр.

В городе функционировала одна из старейших на Кавказе Филармоний, Национально-танцевальный ансамбль с такими блестящими артистами, Марина Кесаева, Альбина Баева, Аза Цгоева, Пигу Торчинов, Казбек Тотоев, Костя Цаболов, Виктор Тобоев, Казбек Гериев, Деляра Карсанова, Батарбек Сопоев. В таком, относительно небольшом городе было четыре театра – Русский Драматический (со столетней историей), Осетинский театр (с Таутиевым, Тхапсаевым, Слановым, Кариаевой). В 1958 году при Осетинском театре была открыта музыкальная труппа. Театр стал называться Северо-Осетинским Государственным Музыкально-Драматическим Театром (с Каргиновой, Текаевым, Цахиловым, Икаевой, Туменовой, Бритаевой, Бекузаровой, Каллаговым, Слановым). В кукольном театре творил замечательный художник М. Хетагуров по прозвищу «Сатеро».


Tautiaty Solomon.jpgSlanty Khosta.jpgimages.jpgBekuzarova Uar.jpg Ikhaty Serafin.jpgKhariaty Tamara.jpgФёдор Каллагов.jpgПигу Торчиновjpg.jpgtumenovaElena.jpg

Слева направо:Соломон Таутиев, Сланов Коста,  Казбек Тотоев, Уарзетта Бекузарова, Серафима Икаева, Фёдор Каллагов, Пигу Торчинов, Кариаева Тамара

Мистикой была окутана история Музыкального театра. Его начали создавать в 1913 году, когда разразилась Первая Мировая война. Только в 1949 году было принято решение о возобновлении строительства театра. По всей Осетии выбирали талантливых детей в оперную студию, которая была открыта при Московской Консерватории – вся мужская часть труппы погибла на войне с 1941 – 1945 гг. Когда в 1959 году возобновили стройку, все ожидали новой войны. К этому времени была подготовлена балетная труппа (С. Адырхаева, Т. Гиоев, Ю.Кулов, Т. Хацаева, А. Кулаева – всего 25 человек). В труппу отбирали детей 7-9 лет и сопровождала их Ольга Малтызова. К сожалению, к моменту завершения обучения здания не было еще готово, и артисты балета не были востребованы в Осетии. Они составляли основу Челябинского театра оперы и балета.


В 50ые годы в Осетии было открыто отделение Союза Композиторов, костяк которого составляли Христофор Плиев, Татаркан Кокойти, Аслан Кокойти, Дудар Хаханов и вернувшийся из Ленинграда Илья Габараев. К моменту открытия Музыкального театра был приглашён Юрий Лековой из Харьковского театра оперы и балета. Хороший оркестр (дирижёр Панасян), великолепные певцы (Абаев, Бацазов, Хасиева, Харебов, Билаонова, Бадоева, Калманова, Тогоева, Едзиева, Мукагов, Суанов, Галуева, Гацоев) – и театр заработал. Единственное, чего не было во Владикавказе, - светских салонов. Но это специфика советского времени – на салоны были заменены кухонными посиделками. Когда при республиканском Комитете радио и телевидения была организована студия телевизионных фильмов, главным оператором студии был приглашён Мирон Темираев. Ему дали двухкомнатную квартиру. Это холостяцкая квартира на ближайшие пять лет и стала нашим салоном. В том или ином составе мы собирались для бесед, послушать записи Высоцкого, выпить бутылку сухого вина. Дом Мирона не просто был отдушиной, но и местом встречи московских и питерских студентов, привыкших к общению. Единственное, чего не было в этом доме – политики. Наверное, поэтому нас никто и не разгонял. Удивительность этого места!

Во Владикавказе функционировало четыре музея – Краеведческий, музей Литературы имени К. Хетагурова, музей им. Кирова и Орджоникидзе, и художественный музей им. Туганова. Первые три музея посещались, в основном, туристами. Но музей Туганова, регулярно обновлял свои выставки усилиями Зары Газдановой и Аллы Джанаевой и посещался активно. Достаточно большое влияние на жизнь интеллигенции оказывала Северо-Кавказская студия Кинохроники с высокопрофессиональными режиссёрами и операторами. Другими словами, город был очень «камерным». Отсутствие телефонов (телефоны были в домах, расположенных в центре города) нам заменял Проспект – каждый вечер мы выходили на Променад, чтобы встретить друзей. Правая сторона Проспекта была для городских, левая – для сельских. Так мы общались друг с другом. Еще одним местом общения было – Цейское ущелье. Два студенческих лагеря – СКГМИ и ГСХИ давали приют для всех желающих. Интересное было время!

Всё изменилось, когда к трём заводам союзного значения («Электроциинк», «Победит», «ВРЗ») прибавилось 13 военных заводов. Соответственно, развернулось и жилищное строительство. За 5 лет число жителей выросло на 70%. Город стал другим. Не таким уютным. Немного сельским. Заводам нужны были кадры рабочих. В те времена мы еще не знали об «Октябрьской революции» 1981 года. Когда до состояния войны обострятся отношения с Ингушетией, когда жители Владикавказа три дня будут строить баррикады и забрасывать «Молотовскими коктейлями» танки и бронетранспортёры. Мы не подозревали об агрессии Грузии против Южной Осетии и распаде СССР, когда в город хлынут массы переселенцев с совершенно другим менталитетом. Мы не знали о грядущей агрессии соседей. Мы жили, радуясь солнцу и общению друг с другом. Интеллигенции свойственно незнание реальной жизни. Она живёт своими интересами – искусство, наука, тишина кабинетов. В этом её беда, нет общения с народом. Нет единства. Каждый решает мировые проблемы. Не меньше!

Сегодня остались единицы, с кем я делил хлеб и досуг в молодости. С новыми поколениями контакт не очень устойчивый – мы для них глубокие старики. И это так - время неумолимо в своей поступи! Пугает другое – всё больше талантливой молодёжи уезжает из Осетии в поисках работы и приложения своего таланта и умения. Молодёжь моего поколения стремилась вернуться в Осетию. Чем грозит новая тенденция?!

И еще одно замечание – я не пишу историю Осетии и Владикавказа. Это моя жизнь в этой маленькой стране, в этом прекрасном городе. Этом друзья и мои встречи: Володя Елекоев, Игорь Дзахов, Герман Гудиев. О многих я не написал (например, О Юре Мерденоове, Белле Екати, Котике Томаеве, Умаре Канукове, Харитоне (Хаджумаре) Сабанове, Земфире Галазовой…). К сожалению. Это была культурная аура того времени. Конечно, это лишь фрагменты жизни интеллигенции 60ых годов.

Merdenov Yuri.jpg 13.png Sabanov.jpg

Слева направо: Мерденов Юрий, Герман Гудиев, Харитон (Хаджумар) Сабанов.

497373.jpg Без названия (2).jpg

На фото: Земфира Галазова, Давид Иласович Темиряев

Были личности и в администрации, во многом определяющие жизнь интеллигенции. Да, Давид Темираев еще не организовал Дигорский театр и не ушёл из труппы Осетинского театра. Да, С. Битиев был министром культуры, личность, которая влияла на культуру неформально. Он знал всех артистов в Осетии и в меру сил решал их проблемы. Да, А. Агузаров был председателем Комитета Радио и Телевидения, но сколько талантливых людей получили возможность проявить себя в студии телевизионных фильмов, которую он организовал, защитив в Москве этот проект. Осетия по праву гордилась конными труппами Кантемировых и Тугановых. Особую гордость вызывает женщина, несравненная Вероника Дударова. Осенью 1960 года в Москве проводилась декада Осетинского Искусства и Литературы. Блестящие имена. Дождём сыпались награды. И на этой волне начались 60ые годы. Жили, творили, радовались каждому дню и встречам!

 

   Примечания (Алборты З.А.):

* Герман Гудиев. (10.04.1939–30.07.2007). Поэт, прозаик, публицист, кинорежиссер, киносценарист, член Союза кине­матографистов, писателей и журналистов России, почетный кинематографист России, заслуженный деятель искусств РСО–Алания, лауреат Государственной премии им. К.Л. Хетагурова (2003). Герман Гудиев родился в г. Владикавказе. Окончил ВГИК (1976). Учился у лучших мастеров кино Советского Союза. Среди его учителей – Роман Кармен. После учебы в Москве вернулся в Осетию, где работал на студии телевидения и студии кинохроники г. Владикавказа.

*Земфира Галазова - 28 апреля 1938, село Гизель, СССР — 13 мая 2019. Народная артистка Республики Северная Осетия-Алания (2008). В 1958 году окончила факультет актерского мастерства театрального училища им. Б.В. Щукина (педагоги - В.А. Этуш, Д.А. Андреева, А.А. Орочко).В 1956-1991 - актриса Северо-Осетинского драматического театра им. В. Тхапсаева. В 1991-2001 - преподаватель сценической речи на факультете искусств Север-Осетинского государственного университета.

Туменова Елена Степановна (1919-2005). Одна из самых ярких актрис Северо – Осетинского государственного драматического театра им. В.Тхапсаева Народная артистка России и Северной Осетии.

*Соломон Кириллович Таути́ев (1909, с. Тменикау, Кавказский край, Российская империя — 9 июня 1946, Орджоникидзе, РСФСР, СССР) — советский осетинский театральный актёр. Народный артист Северо-Осетинской АССР (1940). Один из выдающихся артистов Северо-Осетинского государственного драматического театра.

*Уарзетта Алихановна Бекузарова (1935-2007) - Народная артистка России. Актриса Северо-Осетинского государственного драматического театра им. В.Тхапсаева. 

*Серафима Икаева - (1909-1993). Выдающаяся актриса Северо-Осетинского Государственного драматического театра. Народная артистка России и Северной Осетии. Окончила студию МХАТ в 1935 году и с этого времени до конца жизни работала в Осетинском театре. Актриса высочайшего мастерства и яркой актерской индивидуальности, она пользовалась огромной любовью зрителей. 

*Кариева Тамара Харитовна - Заслуженная артистка России Актриса Северо-Осетинского государственного драматического театра. 

*Зарифа Елбыздыкоевна Бритаева (осет. Брытъиаты Елбыздыхъойы чызг Зариффӕ; 18 января 1919, Владикавказ, РСФСР — 29 августа 2001, Владикавказ, Российская Федерация) — советский и российский театральный режиссёр, педагог. Народная артистка РСФСР (1962). Член КПСС с 1944 года. Лауреат премии имени Коста Хетагурова (1967).

*Коста Александрович Бирагов (16.11.1936 – 16.12.1999). В 1966 году окончил Высшее Театральное училище имени Б.В. Щукина (курс Анатолия Борисова). Артист Северо-Осетинского государственного академического драматического театра имени В. Тхапсаева. Народный артист РФ (02.05.1996), Заслуженный артист РСФСР (05.12.1985). Похоронен на Аллее Славы Красногвардейского парка в городе Владикавказе.

Бекоева Роза Ясоновна (24.04.1937) - заслуженный деятель искусств Республики Северная Осетия-Алания, театральный режиссер, лауреат премии им. К.Хетагурова (высшая награда республики в области литературы и искусства).

*Жанна Васильевна Плиева (10 февраля 1948 — 22 января 2023) — советский и российский композитор и пианистка. Заслуженный деятель искусств СО АССР (1989). Народная артистка Республики Южная Осетия (2018). Лауреат Государственной премии РФ (2002). Автор семи симфоний, трёх балетов, четырёх концертов, многочисленных произведений камерной, вокальной, инструментальной музыки, музыки к кино, национальным мультфильмам и театральным постановкам.

*Влади́мир Васи́льевич Тхапса́ев (осет. Тæбæхсæуты Бало; 1910—1981) — советский осетинский актёр театра и кино. Народный артист СССР (1960). Лауреат Государственной премии РСФСР имени К. С. Станиславского (1968).

*Татаркан Ясонович Кокойты (17 марта 1908, Маскутыком, Тифлисская губерния, Российская империя — 3 апреля 1980, Орджоникидзе, Северо-Осетинская АССР, РСФСР, СССР) — советский композитор, драматург и фольклорист. Заслуженный деятель искусств СОАССР (1947).

*Альбина Владимировна Баева (17 декабря 1941 года, Орджоникидзе, РСФСР, СССР — 23 июля 1993 года, Владикавказ, Российская Федерация) — советская осетинская танцовщица, хореограф и педагог. Народная артистка РСФСР (1975).

*Савку́дз Дзабо́евич Дзара́сов (осет. Дзарасаты Дзабойы фырт Саукуыдз; 5 января 1930, Зильги, Северо-Кавказский край — 12 июля 1990) — советский борец вольного стиля, двукратный чемпион СССР, бронзовый призёр Летних Олимпийских игр 1960 года. Мастер спорта СССР международного класса по вольной борьбе

*Борис Хаджумарович Кулаев (осет. Хъуылаты Хаджумары фырт Борис; 18 июля 1929, станица Ардонская, Северо-Осетинская автономная область — 12 августа 2008) — советский борец вольного стиля, серебряный призёр Олимпийских игр 1956 года и чемпионата мира, многократный чемпион СССР. Заслуженный мастер спорта по вольной борьбе (1957).


Возврат к списку