Дигорский язык
Видео
ЖЗЛ
Искусство
Достопримечательности
Поэзия
Фольклор

Культура

Первоначальная родина дигорцев?

Первоначальная родина дигорцев?

Более или менее подробное описание Дигора дает Инал Собиев, по словам которого «Дигорское ущелье вообще разбивалось по отдельным обществам, на отдельные группировки. Донифарсом называлось не только самое селение Донифарс, но и весь населенный левый берег Уруха». В подтверждение этому автор приводит одно место из песни о Сари Асланбеке, в котором сказано «От Дигорского перевала до Грузинского перевала, это все Донифарс».
В общем же вся территория Дигории делилась на три основных района, в частности Стур-Дигора, Донифарс и Тапан-Дигора, в основном по главным речным артериям края. Каждый из вышеуказанных районов был строго локализован, выражал не только определенную территорию, но и определенный комплекс близлежащих селений.
Дигория занимает территорию бассейна реки Урух с многочисленными притоками. У селения Мацута, приблизительно в центре этой территории, сливаются собственно р. Урух, берущая начало у главного Кавказского хребта, идущая сперва строго с запада на восток, и в районе селения Моска резко сворачивающая к северу, с рекой Сонґутидон, которая вытекает со склона Згидского перевала и течет сторону селения Мацута в юго-западном направлении. Главнейшими притоками Уруха до селения Мацута являются Караугомидон и Билагодон, а наиболее значительными притоками Сонгутидон являются Саридон. Комидон и Фасналидон.
И в этом районе горной Осетии намечаются определенные группы сел, каждая из которых имеет свое особое наименование. В частности группа сел, расположенных в верхнем течении Уруха, составляют Стур-Дигора, селения расположенные главным образом по правому берегу Сонгутидон вплоть до селения Задалеск, именуются Тапан-Дигора, а селения по левому берегу Уруха ниже ее слияния с р. Сонгутидон-Донифарсом.
В частности Донифарс охватывает такие селения как собственно Донифарс, Лезгор, Кумбулта и одно, не отмеченное на многих картах село. Если сопоставить эти данные этнографии с данными фольклора, не трудно будет заметить, что фольклор территорию Дигории трактует более расширительно, чем этнография, отражая, очевидно, более старую ситуацию. Анализируя фольклорный материал можно сделать вывод, что Донифарс включает территорию не только ниже Задалеска и не только лишь по левому берегу Уруха, но и весь бассейн верхнего течения этой реки.
Вне дополнительного материала трудно судить о причинах такого несоответствия между показаниями с одной стороны фольклорного, а с другой этнографического материала. Однако не исключено, что и в этом случае, также как во многих других аналогичных случаях, фольклор содержит более древние свидетельства, нежели этнография. Если это так, надо полагать, что дробление на две части этой территории должно было произойти значительно позднее, а в более ранние времена здесь существовала одна общность в виде общины, включающей все вышеуказанные селения.
В последующее время Стур-Дигора, как часть Донифарса в древних его пределах, состояла из определенной группы сел, среди которых основными нам представляются Моска, Стур-Дигора, Ахсаргин (оно же Уодола), Къуссу и группа сел по Караугомскому притоку Уруха, в частности Науагкау, Дзинага, Гулар и т. д.
Более сложная картина выявляется при анализе расположения той части Дигории, которая именуется Тапан-Дигора. В этом случае отсутствуют фольклорные или древнеписьменные источники для освещения ранних стадий в процесс развития Тапан-Дигора как определенного единства. Однако существуют наблюдения того же И. Собиева, прекрасного знатока древностей Дигории, по сообщению которого «...ущелье по реке Сонгутидон, несмотря на его непрерывность, по издревле установившемуся порядку или традициям, разбивается на две части. Все пространство этого ущелья, начиная от Мацута и кончая Фасналом, называется Тапан-Дигора Плоскостная Дигория, а остальная часть ущелья до самого Кионского перевала (очевидно имеется в виду Згидский перевал), ведущего в Садон и в Алагирское ущелье, называется Уаллагком «Верхнее ущелье». Если перевод этого топонима не вызывает сомнения, он мог появиться лишь в сопоставлении с Нижним. В этом случае мы имели бы отражение былого единства, в дальнейшем по какой-то причине разъединенного. Факт раздельного и самостоятельного существования Тапан-Дигора и Уаллагком подтверждается сообщением И. Собиева, по данным которого центром Тапан-Дигора является Махческ, а Уаллагкома - Галиат. По его словам «...за последнее столетие центром этой части Дигорского ущелья очевидно являлось селение Махческ». И далее «Главным же селением Уаллагкомского ущелья является Галиат». И. Собиев, конечно, не случайно оговоривает наличие двух центров в одном ущелье замечанием «за последнее столетия», не беря на себя ответственности за более ранние времена. На это тем паче следует обратить внимание, что касаясь расположения святилищ, он определенно указывает на святилище Юст-Джиура, которое было построено на месте существовавшего здесь более древнего святилища, расположенного на территории селения Галиат. Масштабы компетенции этого нового святилища были ограничены рамками селения Галиат, но какова была сфера «влияния» древнего святилища, на месте которого построили Юст-Джиура, нам не известно. О том, что это древнее святилище являлось центральным для части Тапан-Дигора мы можем судить предположительно лишь на основании факта существования двухчленного деления этой области.
По этому двухчленному делению в Тапан-Дигора входили села: Задалеск, Ханаз, Фараскатта, Казахта, Тауитта, Калнахта, Мастинока, Махческ, Камата, Уакац.
Уаллаг-ком объединял села Галиат, Камунта, Дунта, Хонсар, Окаята и т. д. Процесс развития Дигорич, в результате которого Стур-Дигора выделился из Донифарса, а Уаллаг-ком из Тапан-Дигора, на этом не остановился. Данные этнографии подтверждают, что сегментация больших единиц на более мелкие происходила и позднее. Так, напр., из. селений, составляющих Стур-Дигора, выделяется самостоятельная единица в виде Гуларской группы сел, которая объединяла Гулар, Дзинага и Науагкау. В Тапан-Дигора то же самое происходит с селами, сгруппированными вокруг селения Махческ, в частности Уакац, Камата, села, расположенные на левом берегу Сонгутидона, а также ряд сел на правом его берегу Фараскатта, Тауитта, Мастинока и некоторые другие населенные пункты, территориально связанные с Махческа.
Таким образом, на материале отражающем особенности структуры поселения в Дигории, довольно четко прослеживается процесс постепенного сужения масштабов общин, что привело почти к полному исчезновению того единства, которым характеризовалась общественно-экономическая жизнь указанных общностей и которые удается восстановить лишь по сообщениям информаторов, а иногда и исключительно по таким традиционным памятникам материальной культуры, какими являются святилища. Это значит, что в далеком прошлом Тапан-Дигора на всем протяжении ущелья, в процессе формирования новых сел на базе главным образом выселков, испытывало сегментацию сперва на две самостоятельные части с отдельными «центрами» в виде Тапан-Дигора и Уаллаг-ком. На следующей ступени развития поселений в Дигории происходило дальнейшее выделение более мелких единиц, однако оно все-таки следовало принципу ущелий, примером чему можно привести Гуларское ущелье, о чем было сказано выше.
На последней стадии изжития общинных начал эти единства распались уже на отдельные села. Именно поэтому большинство исследователей указывает на то обстоятельство, что в горной Осетии общины, как правило, состояли из одного села.
Сейчас трудно судить о времени, когда начался процесс сегментации крупных объединений на более мелкие. Утвердительно можно говорить лишь о том, что это произошло не в далеком прошлом. Об этом можно судить опять-таки по памятникам материальной культуры. В частности относительно Махческа имеется сообщение И. Собиева, по словам которого «Селение Махческ представляет собой большой интерес не только как первоначальная родина дигорцев. Оно представляет большой интерес и по своим историческим архитектурным памятникам и не меньший интерес по своим археологическим памятникам. Здесь находится замок и боевая башня родоначальника дигорцев, Астана «Астани федӕрттӕ».
По преданиям, записанным вышеуказанным автором, дигорцы произошли от неких Астана и Дигора. У потомка этих братьев по имени Дзамбулат было три сына Гагу, Арцога и еще один, имени которого автору установить не удалось. Гагу поселился в Донифарсе и от него пошло потомство по имени Гагуатӕ; Арцога занял местность, ныне именуемую Тапан-Дигора. Один из его потомков поселился в Махческе. Это предание, по-видимому, относится к той категории источников, которые создаются для объяснения существующего расселения отдельных родов и поэтому не всегда могут служить надежным основанием для восстановления исторически верной картины. Однако наличие крупномасштабных оборонительных сооружений в Махческе не может быть сброшено со счетов при выявлении древней структуры поселения. А эти памятники бесспорно указывают на большое значение селения Махческ одного из центров общины некогда большого масштаба, объединяющей несколько селений.
Как было указано выше, основным термином, обозначающим в осетинском ущелье, является ком, образованный посредством переноса основного значения этого термина – рот - на ущелье.
Соображения К. Коха о том, что осетинское слово кум ком выражает понятие равнины - не лишено интереса, ибо долина также представляла собой территорию проживания коллектива в виде определенной общности. Но основным в данном случае является ущелье. Иногда этот термин выступает в форме гом, напр., мæстгом, в значении горного ущелья, а иногда в форме гон, напр., Хоргон, букв. солнцепек. Гон так же как и гом восходит к термину ком в значении ущелья.
Остается добавить, что и в Дигории наименования некоторых ущелий были образованы соответственно наименованию реки, напр., Наргъиком, в некоторых случаях именовались по названию села, напр., Махческиком, иногда и по наименованию ледника, папр., Караугом. редких случаях ущелья именовались по какому-либо отличительному признаку географической среды, напр., тот же Мӕстгом горное ущелье и т. д. Зафиксированы отдельные случаи использования личных имен для образования наименования ущелий, напр., Басойком, Гӕбӕлдзийком и т. д.

См.: Кавказский этнографический сборник: Формы жилища и структура поселения горной Осетии. V, 1. - 1975 г.

Возврат к списку