Дигорский язык
Видео
ЖЗЛ
Искусство
Достопримечательности
Поэзия
Фольклор

Савва Кесаев. Видные уроженцы с. Христиановского. Воспоминания Дзагурти Губади

Савва Кесаев. Видные уроженцы с. Христиановского. Воспоминания Дзагурти Губади

Савва Кесаев. Видные уроженцы с. Христиановского. Воспоминания Дзагурти Губади

Друзья, только детально изучив все имеющиеся архивные данные, все существующие биографии вершителей событий вековой давности, все свидетельства, письма и воспоминания, мы сможем представить себе реальную картину. 

Но порой кажется, что мы читаем сведения о мало известных нам людях, а ведь на самом деле, как показывает история, малоизвестные люди на самом деле могли играть ключевые роли. История наука очень удивительная, она по сути стремится отразить реалии прошлого, но каждое поколение исторических авторов пытается изменить картину в угоду текущим приоритетам, текущей конъюнктуре, текущей выгоде, а потому её переписывают и перекраивают множество раз. В результате, многие исторические персонажи демонизируются, создаются ложные исторические портфолио, кто-то исчезает полностью из источников, а на вакантные места водружаются те личности, которые не являлись подлинными акторами истории. Как говорит всем известная поговорка: "Свято место пусто не бывает". Поэтому присмотримся повнимательней к персонажам, которые описываются в Деле "Видные уроженцы селения Христиановское". 

Каждый раз мы можем обнаружить, не просто новую биографию, но какой-то ключевой кусочек пазла. Как это происходит с биографией Саввы Кесаева.

По ходу короткого рассказа мы вдруг впервые читаем, что в доме Симона Такоева в 1903 году проходили ночные собрания местного революционного кружка. Мы и ранее догадывались о взаимосвязях многих известных нам уже фигур, но вот это обстоятельство не упоминалось ранее. Оно даёт нам понимание того, как на самом деле развивались события. Обратим внимание, что тут упоминаются имена людей более старшего поколения, чем Дебола Гибизов и Колка Кесаев. Да и до 1917 года, когда появится Кермен, еще целых 14 лет, но это значит, что Кермен Взрастили, что молодых в прямом смысле наставляли с раннего возраста. Это тем более очевидно, что среди упомянутых "революционеров" мы видим передовых учителей Христиановского: Харитона Уруймагова и Михала Гарданова. Этот факт, и факт встречи Дебола с Симоном Такоевым в Сибири, также то, что Дебола отправился на заработки именно в Сибирь повествует о предыстории Кермен больше, чем все что до сих пор было написано историками.


Материалы о видных людях, уроженцах селения Христановское.

Автор - Дзагуров Григорий Алексеевич (Дзагурти Губади).

САВВА МАКСИМОВИЧ КЕСАЕВ

002.jpg

САВВА МАКСИМОВИЧ КЕСАЕВ

Родился в селении Христиановское в 1878 году, остался сиротой 10 лет и еще на руках у матери 4 детей.

По окончании церковно - приходской школы поступил в Ардонскую духовную семинарию в 1893 году и был исключён в 1896 году за «вольнодумство».

В 1898 году Савва стал учителем сначала в Дзинаге, в Стур -Дигоре в Урсдоне, а потом в сел. Христиановском. Семинарское «вольнодумство» Саввы переросло в сознательную революционность, этому способствовала также тесная связь с местной передовой интеллигенцией.

В 1901 – 1903 гг. уже ходил на нелегальные собрания, происходившие по ночам у Симона Такоева, на которых бывал Филипп Такоев, Тексурза Туккаев, Карамурза Кесаев, Харитон Уруймагов, Михаил Гарданов, Дзандар Такоев, Тарко Гарданов[i], Алексей Доев и Савва Кесаев.

Результаты их деятельности способствовали развитию революционного сознания трудящихся масс Дигории, в частности селения Христиановского.

В 1905 году Савва участвовал на закрытом совещании, решался вопрос о снятии с должности правительственного старшины села Христиановского Батманова, который был снят при активной поддержке народа.

В 1917 году Савва вступил в ряды ВКП (б). Участвовал на осетинских съездах в сел. Ардон и в национализации земли дворян, помещиков и кулаков. Был членом парткома села.

В январе 1919 года участвовал в боях и сражениях против белой армии Шкуро. После трех дневных упорных боёв село было занято белыми. Савва вместе с другими участниками боёв ушёл в Дигорское ущелье, где вошёл в состав партизанской части. До 15го мая 1919 года партизаны защищали ущелье от белых, но, когда против защитников Советской власти направили большие силы во главе с генералом Вадбольским, отряды партизан вынуждены были отступить в Грузию. Савва Максимович вернулся в декабре и начал работать с партизанами, делая набеги на тыл белогвардейцев, настроение у партизан боевое, значит, что Красная Армия повела со стороны Дона большое наступление, благодаря чему, 4го марта 1920 года в селении Христиановском была провозглашена Советская власть, Савва в селе начал работать в качестве народного судьи, а затем секретарём районного Комитета партии.

В 1926 году Савва учился в Москве на годичных курсах секретарей райкомов партии. Он закончил их в 1927 году.

Года через 2 – 3 у Саввы обнаружилось заболевание туберкулезом горла. Ни лечение в домашних условиях, ни длительное лечение в подмосковном туберкулёзном санатории не смогли спасти.

Во время болезни Савва Максимович получал персональную пенсию до конца своей жизни. Умер Савва в 1932 году в апреле.




[i] В рукописи написано Гарко Гарданов (считаем, что это Тарко)




Возврат к списку