Материалы о видных людях, уроженцах селения Христановское.
Автор - Дзагуров Григорий Алексеевич (Дзагурти Губади)
СИМОН АЛИЕВИЧ ТАКОЕВ
С 1894 года по 1898 год на военной службе в школе, выходит оттуда в чине младшего офицера и служит в Ташкенте, он самостоятельно готовится поступать на юридический факультет Московского Государственного Университета и в 1902 году Симон Алиевич выходит в запас, выдерживает экзамен экстерном за среднюю школу и поступает в этом же году в Университет.
В 1904 году, будучи студентом, призывается в армию, в связи с русско-японской войной. Скоро Симон Алиевич демобилизуется из армии согласно решению правительства, как «неблагонадёжный студент». Он вынужден скрываться в подполье, только смог окончить в 1907 году Университет, по окончании он официально стал заниматься адвокатурой во Владикавказе, но много времени уделял революционному движению, в котором Симон участвует с 1902 года.
В числе тех, кто в ходе героической борьбы рабочих и крестьян за свободу и счастье держали знамя революции, был Симон Алиевич. Он прошёл сложный путь социалистической революции на Тереке. В ряды коммунистической партии вступил в 1918 году, как верный сын партии.
Ради справедливости надо сказать, что Симон Алиевич и до Октябрьского периода от рабочих и крестьян не отворачивался, наоборот всегда находился в гуще народа, вёл среди него революционную пропаганду, смело звал народные массы выступать против царизма и призывал к установлению Советской власти. Симон Алиевич был привлечён к ответственности за участие в восстании крестьян Христиановского в 1905 году[ii], его посадили в 1907 году во Владикавказскую тюрьму, а в мае 1908 года в административном порядке его выслали в Оренбург, а затем в Вологду, где в качестве политического ссыльного находился до марта 1910 года[iii].
После отбытия наказания Симон - и во Владикавказе ведёт подпольную работу. Куда бы не переезжал за ним следовала и характеристика об участии в революции 1905-1907 года.
Симон Алиевич принимал активное участие в съездах народов Терека, более активное участие он принял в работе Пятигорского съезда народов Терека. Такоев Симон на этом съезде был председателем – во время председательствования решения съезда имели исключительно важное значение: на нём была провозглашена Советская власть на Тереке, а Терская область была объявлена автономной Республикой в составе Российской Федерации.
Съезд послал В.И. Ленину следующую телеграмму:
"Терский областной демократический съезд народов 4-го марта постановил признать власть Совета Народных Комиссаров и поручил Президиуму съезда приветствовать Совет.
Председатель съезда – Такоев
Секретарь – Ратнер"
В первых числах февраля месяца Симон попал в Дигорское ущелье, где уже находились Шамиль Абаев, Карамурза Кесаев, Дзандар Такоев и др.
Симон Алиевич ознакомился с делами и дал указание организовывать партизанские отряды и защищать Советскую власть в ущелье, а сам с тремя спутниками в марте месяце отправился через перевал в Грузию по невероятно тяжелому пути. На следующий день спустились в Чиорское общество, в сел. Рехуат, а оттуда в Они, и в Кутаиси.
В конце декабря 1919 года Кавказский краевой комитет Симона направил в качестве представителя на Север для поднятия восстания в Осетии, через 2 дня прибыли в Ахсарисар, а отсюда ночью поехали в Христиановское, где оформили организационно-окружной партком и Реввоенсовет перед ними были поставлены на ближайшее время задачи.
Несколько слов о популярности имени Симона Такоева среди трудового народа говорит следующий факт. Когда во второй день жестоких схваток с бандами Шкуро, последние ворвались в Христиановское и почти захватили нижний квартал по руслу реки белая, Карамурза Кесаев руководя боевыми действиями защитников села крикнул: «Симон прибыл с красноармейцами на помощь. Бейте врага!» и они с криками «Ура!» бросились на врага и последние, не выдержав решительного отпора, в панике уносили свои головы, как кто мог. Улицы села были усеяны трупами людей и лошадей. Ворвавшиеся обратно не нашли больше пути выхода из села, они все были уничтожены во главе с командирами. Под руководством Симона Алиевича в начале марта месяца 1920 года, была первым долгом объявлена Советская власть в селении Христиановском, где был образован эскадрон для сопровождения Такоева во Владикавказ, где также Советская власть была восстановлена и объявлена 23 марта.
В феврале 1921 года Симон Алиевич занял пост председателя Совнаркома Горской республики, где проработал до февраля 1922 года. Потом Юго-Восточным Бюро ЦК РКП (б) Такоев направляется по его просьбе в распоряжение ЦК РКП (б) Грузии, был первым секретарем Батумского Обкома РКП (б), потом работал в редакции «Заря Востока» одновременно работает Заведующим агитпропотдела (отдела агитации и пропаганды) Закавказского Краевого Комитета РКП (б).
В августе 1923 года решением Президиума ЗКК РКП (б) освобождён от работы в редакции «Заря Востока» и назначен по совместительству Ректором Закавказского Коммунистического Университета имени 26 комиссаров. Все возложенные на него партией обязанности Симон Алиевич выполнял честно и добросовестно. Он снискал любовь и уважение всех, с кем ему приходилось работать и бороться (плечом к плечу). Большое доверие, любовь и уважение он за короткое время снискал в коллективе Закавказского Коммунистического Университета имени 26 комиссаров, где Симона во время ухода с университета, избрали почётным студентом ЭКУ, выдав ему соответствующий билет и нагрудный знак.
Следует отметить, что Симон Такоев в период пребывания в Тбилиси находился в тёплых, дружеских отношениях с виднейшими деятелями парторганизации Закавказья.
В Северной Осетии Симон Такоев занимал ответственные посты: Заместитель Председателя Облисполкома СО АСОбл., Первый Секретарь Северо-Осетинского Обкома ВКП (б) – (1924 – 1927г.г.), членом Севкавкрайкома ВКП (б), членом Севкавкрайисполкома.
В 1927 году по Октябрь 1929 года Симон состоял членом Президиума Госплана РСФСР[iv], затем работал в Народном комиссариате просвещения РСФСР заместителем; по совместительству состоял научным сотрудником и преподавателем Коммунистического Университета Народов Востока[v].
С июня 1930 года по 30 июля 1937 года работал во ВЦИК[vi] - Заместителем Начальника Отдела Национальностей. Товарищи, работающие с ним дают его деятельности высокую оценку, справедливо характеризуют его, как глубоко эрудированного, политически подготовленного, высоко культурного и авторитетного работника, преданного делу партии и Советской власти.
Симона Такоева хорошо знали не только видные деятели партии и Советского государства (Киров, Ордоникидзе, Крупская, Орахелашвили, Андреев, Микоян[vii]), но и крупные советские писатели. Его образ воссоздаёт Н. Тихонов в поэме «Дорога». Николай Тихонов исключительно тепло отзывался о Симоне.
Всей своей революционной, партийной и государственной деятельностью Симон заслужил добрую славу принципиального, требовательного и к себе, и к другим коммунистического руководителя.
Вся его революционная и партийно-государственная деятельность являлась образцом преданного служения своему народу и Советской Социалистической Родине.
Григорий Алексеевич Дзагуров (Губади).
________________________________________________________________________
Эти строки Губади писал на закате своей жизни, через 20 лет после посмертной реабилитации репрессированного и погибшего в застенках НКВД Симона Такоева. Потому так горько читать их, зная, как «воздали по заслугам» герою Революции, выдающемуся государственному деятелю Симону Такоеву. Именно из-за того, что он был репрессирован, имя его на десятилетия было стёрто изо всех исторических источников, и потому никогда больше, несмотря на посмертную реабилитацию, Симон Такоев не занял в истории подобающее своим заслугам место. Очень легко низвергнуть Титана в тартарары, а вот воскресить очень сложно. И потому нам хочется восстановить эту несправедливость и сделать так, чтобы сегодня это имя зазвучало очень громко!
Никто не забыт и ничто не забыто!
[i] Серго Орджоникидзе (Прим. З. Алборты)
[iii] Почему Вологда? С конца 19 века Вологодская каторжная тюрьма представляла собой альтернативу каторги в Сибири. Вот какое описание мы находим на странице истории города Вологды о 1907-1910 гг, когда там отбывал срок Симон Такоев: «число ссыльных резко возросло в 1907-1909 годах. Изменился их состав: много учащейся молодежи, ушедшей в революционное движение, много рабочих. Верховная власть продолжала считать Вологду «богоспасаемым градом», а ее воздух - способным исправить поврежденные нравы. И еще одно событие укрепило печальную репутацию Вологды как «подстоличной Сибири»: существовавшее с середины XIX столетия в губернском центре арестантское исправительное отделение в годы реакции было преобразовано во временно-каторжную тюрьму. Резко ужесточился режим изоляции и содержания заключенных. (Прим. З.Алборты)
Учащиеся делились на две большие группы:
- студенты из СССР, из которых готовили партийных и советских работников для национальных номенклатур советских республик.
- иностранные студенты, которых готовили к борьбе за установление коммунизма в своих странах, организации восстаний и революций.
КУТВ имел отделения в Ташкенте, Баку, Иркутске (с лета 1922 года). Преподавали в КУТВ А. В. Луначарский, Л. Б. Красин, М. Н. Покровский, А. А. Губер, И. М. Рейснер, Б. З. Шумяцкий и другие. При КУТВ были открыты также Высшие партийные курсы.
С 1923 срок обучения — 3 года. Учебная программа имела общеобразовательный характер. Основные отделения: партийной работы и политического просвещения; профсоюзного движения; экономическое; административно-правовое. Студенты КУТВ проходили военное обучение в летних лагерях.
В 1923 году на базе Ташкентского отделения КУТВ был организован Среднеазиатский коммунистический университет.
Помимо учебной, университет вёл также научно-исследовательскую работу. Так, в 1927 году была создана научно-исследовательская ассоциация по изучению социально-экономических проблем советского и зарубежного Востока и национальных и колониальных проблем.
В КУТВ в 1927—1938 годы издавался журнал «Революционный Восток».
В 1928 году китайская секция КУТВ и Университет им. Сунь Ятсена были объединены в Коммунистический университет трудящихся Китая. В середине 1930-х годов китайское отделение КУТВ было организовано заново. Его руководителем был член Восточного секретариата Исполкома Коминтерна Го Шаотан.
В 1937 произошло разделение КУТВ на две самостоятельные организации: на КУТВ, где обучались только советские студенты и на Научно-исследовательский институт национальных и колониальных проблем (НИИНКП), где обучались зарубежные студенты. Директором института был П. А. Миф. Около половины студенческого контингента НИИНКП составляли китайцы. Таким образом, бывшая иностранная группа КУТВ стала частью научно-исследовательского института. Название «КУТВ» сохранил за собой бывший советский сектор. После разделения в 1937 КУТВ перешел в ведение Президиума ЦИК СССР.
В 1938 в связи с реорганизацией всей системы партпросвещения КУТВ был закрыт. Тогда же по решению ЦК ВКП(б) и Коминтерна был закрыт НИИНКП. Сталина (КУТВ) — учебное заведение Коминтерна, действовавшее в Москве с 1921 по 1938 гг.
Таким образом, КУТВ был кузницей кадров для экспорта революции в страны Азии и на Восток, а также там формировалось будущее руководство уже существующих Союзных республик (Прим. З. Алборты)
[vi] Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК) — высший, наряду со Всероссийским съездом Советов, законодательный, распорядительный и контролирующий орган государственной власти Российской Советской Республики и РСФСР до 1938 года.
Избирался Всероссийским съездом Советов и действовал в периоды между съездами, с 1918 года для реализации решений съезда, формировал Совет народных комиссаров РСФСР. (Прим. З.Алборты)
[vii] Губади, писавший эту биографию, не был знаком с перепиской Сталина с Орджоникидзе и Микояном по осетинским вопросам, и не знал, что Такоева лично и хорошо знал сам Сталин. Не знал Губади и того, что думал Сталин относительно осетинского и дигорского вопросов, что у него с Такоевым были разногласия. Мы, почти 100 лет спустя теперь это знаем, благодаря тому что большинство архивов уже рассекречено благодаря тому, что эти вопросы освещал в своих книгах Марк Блиев, и так мы вышли на оригиналы переписки, а затем опубликовали ее на сайте, чтобы дополнить картину. Попросту говоря, Симон Такоев был частью самой верхушки революционной, а далее руководящей элиты новой страны, пока власть в ней действительно принадлежала Советам, то есть народу, так как эта самая элита до 1938 года представляла из себя выдвиженцев из народной гущи. После 1938 года фактическая власть Советов перестала существовать, так как все старые революционеры, особенно лидеры, все те, кто вершил революцию, имел собственное мнение, которое отличалось от мнения «Великого вождя», были уничтожены. С нашей точки зрения, несмотря на то, что номинально форма правления оставалась Советской, в действительности никто ни с кем более не совещался, лишь претворял в жизнь политику, спущенную сверху. Те, кто читал архивные документы эпохи революции и воспоминания революционеров, прекрасно помнит, видит перед глазами картину работы съездов Советов. Съезды – были органами управления, как сегодня Гос. Дума, они работали постоянно, впоследствии они созывались один раз в 4 года. И собственно никакой настоящей полемики после 1938 года там не происходило, скорее это было похоже на сбор клакеров, роль которых в прежние времена сводилась к бурным аплодисментам. Между тем, как изначально там шли постоянные и очень бурные дебаты и решались вопросы, принимались законы после ознакомления со всеми существующими идеями методом настоящего голосования.