Дигорский язык
Видео
ЖЗЛ
Искусство
Достопримечательности
Поэзия
Фольклор

Очерки Истории, культуры и общественной мысли в Северной Осетии в начале XX века. Тотоев М.С.

Очерки Истории, культуры и общественной мысли в Северной Осетии в начале XX века. Тотоев М.С.

Очерки Истории, культуры и общественной мысли в Северной Осетии в начале XX века. Тотоев М.С.

Друзья, сегодня я размещаю на сайте файл с книгой Михаила Сосланбековича Тотоева "Очерки Истории, культуры и общественной мысли в Северной Осетии в начале XX века".  Вы можете скачать файл под статьей. 

Михаил Тотоев относился к той категории историков, которые писали летопись нашего народа собственными поступками, которые были знакомы лично с участниками исторических событий и собирали рассказы стариков о временах, которые они лично не застали. А потому его вклад в осетинскую историческую науку по истине бесценен. Эту книгу он посвятил своему другу профессору Георгию Кокиеву, также беспристрастно описывающему историю, положившему буквально свою жизнь за ту правду, которую он отражал в своих трудах. 

3387183_829406.jpg

Михаил Сосланбекович был одним из инициаторов создания большого исследовательского труда "История города Дигоры", который так и не вышел в свет в связи с тем, что в нём содержалось слишком "много правды" о  селении Христиановском. 

В эти дни я завершаю публикацию на сайте саги о Христианвском и не могла не уделить вниманию одному из её авторов

Прежде, чем погрузиться в чтение книги, предлагаю Вам почитать интересную статью:

"Вклад профессора М.С. Тотоева в науку и в развитие научного потенциала Северного Кавказа", написанную профессором, доктором исторических наук, директором научно-исследовательского центра этнополитических стратегий СОГУ - Валерием Дударовичем Дзидзоевым.

Зарина Алборты



Вклад профессора М.С. Тотоева в науку и в развитие научного потенциала Северного Кавказа

 В. Д. Дзидзоев

тотоев.jpg

Михаил Сосланбекович Тотоев (1910–1979) – доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории СССР Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова, заслуженный деятель науки Северо-Осетинской АССР, автор более 300 научных, научно-популярных и публицистических трудов по различным аспектам истории Осетии, в целом Кавказа. Более 20 из них – монографии и брошюры. Участник Великой Отечественной войны. Под его научным руководством защитили кандидатские и докторские диссертации более 20 ученых из Осетии, Кабардино-Балкарии, Чечено-Ингушетии, других республик и областей бывшего СССР. Среди них известные и признанные ученые, доктора исторических наук, профессора Михаил Ильич Гиоев, Борис Мухарбекович Мостиев, Батырбек Хаджумарович Ортабаев, Юрий Владимирович Хоруев, Батраз (Юрий) Павлович Березов и другие. Избирался депутатом Верховного Совета Северо-Осетинской АССР. В настоящей статье я попытаюсь привести отдельные примеры из своих многочисленных встреч с М.С. Тотоевым, к которому относился с большим уважением. В 1970 году я поступил на исторический факультет Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова и познакомился с профессором, заведующим кафедрой истории СССР М.С. Тотоевым. Он у нас читал «Историю и культуру Осетии», «Историю народов Кавказа», а также спецкурс «Российско-кавказские отношения». Михаил Сосланбекович запомнился как талантливый педагог, мудрый наставник молодежи, большой и признанный ученый-кавказовед, лекции которого мы слушали с большим удовольствием и пользой. За внешним суровым видом профессора М.С. Тотоева скрывалась большая человечность, дружелюбие, гуманистическая сущность. В судьбе этого незаурядного человека были большие успехи, жизненные удачи. Но были и гонения, предательство близких людей, коллег-завистников и т. д. За попытку издать отдельной книгой историю своего родного селения Вольно-Христиановского (с 1968 г. город Дигора) партийно-советские органы Северо-Осетинской АССР окрестили его «дигорским националистом». Это был не первый «партийный суд» над Михаилом Сосланбековичем, который оказался опальным профессором в Северной Осетии. Нам, студентам исторического факультета СОГУ, это было известно. В то же время у абсолютного большинства студентов и профессорско-преподавательского состава СОГУ он пользовался большим авторитетом. Встречи с ним, а тем более беседы на тему о российско-кавказских взаимоотношениях, культуре народов Осетии, в целом Кавказа, доставляли нам моральное и интеллектуальное наслаждение. Студенты учились у него охотно, свободно, с большим энтузиазмом. Занимаясь плодотворно и целенаправленно малоисследованными, а то и вовсе неисследованными проблемами отечественной исторической науки, Михаил Сосланбекович шаг за шагом неизменно углублял своими трудами представление о глубинных основах, важности и востребованности научной деятельности. Ученый-кавказовед целенаправленно стремился к тому, чтобы понять закономерности развития общества, в частности исторической науки, проследить и приумножить научные взгляды наиболее талантливых и признанных ученых страны. Изучение работ М.С. Тотоева позволяет утверждать, что он ратовал за чистоту исторической науки, придерживаясь принципов научной объективности, историзма, правдивости и т. д. Он рассматривал присоединение народов Кавказа к России в целом как большой позитивный акт. Михаил Сосланбекович признавал и завоевательные акты царской России в отношении некоторых народов Кавказа. Ученый был далек от мысли «доказывать», что все народы Кавказа действительно «добровольно вошли в состав Российской Империи». М.С. Тотоев стремился выявить внутренние и глубинные социально экономические, политические и духовные причины тяготения народов Кавказа, в частности осетин, к России. Следует подчеркнуть, что М.С. Тотоев не был первопроходцем концепции разносторонних позитивных связей осетин и других народов Кавказа, с одной стороны, и России, с другой. Михаил Сосланбекович посвятил целый ряд работ [1; 2; 3; 4] исследованию разносторонних связей осетин, кабардинцев, балкарцев и некоторых других народов Северного Кавказа и России. Как и Б.В. Скитский, Г.А. Кокиев, В.К. Гарданов, В.Г. Гаджиев, Т.Х. Кумыков, А.В. Фадеев, М.М. Блиев и некоторые другие ученые кавказоведы, он обосновал вывод о том, что вхождение кавказских народов в состав России стало логическим завершением длительных, сложных, порой противоречивых русско-кавказских отношений XVI–XIX веков.

Обращаю особое внимание на то, что с конца 80-х годов прошлого столетия этот вопрос приобретает все большую актуальность. Ситуация вокруг этого вопроса заметно осложняется изза того, что каждое новое поколение ученых-кавказоведов, особенно на Северном Кавказе, выдвигает и пытается апробировать различные точки зрения, не всегда научно обоснованные. Прямо противоположные версии и концепции по проблемам Кавказской войны, массового махаджирского движения, в целом российскокавказских взаимоотношений в XVIII–XIX вв. стали настоящей «головной болью» для исследователей, которые никак не могут придти к согласованным, единым научно-обоснованным выводам. И это несмотря на сотни проведенных в постсоветский период различных региональных, всероссийских и международных научных конференций, которые проводились и продолжают проводиться во Владикавказе, Нальчике, Махачкале, Ростове-на-Дону, Москве и в других научных центрах нашей страны. Эти конференции проводятся и во многих зарубежных странах, где проявляют особый интерес к различным вопросам и аспектам взаимоотношений народов Кавказа и России. Так, в конце ноября – начале декабря 2012 года в польском городе Жешув закончилась большая международная научная конференция на тему: «Национальная и этнополитическая ситуация на Северном Кавказе после распада СССР». На конференцию, организаторами которой были Жешувский университет и Министерство образования и науки Польши, были приглашены ученые из Германии, Словакии, Украины, Российской Федерации и некоторых других государств. Автор этих строк получил персональное приглашение на эту конференцию, где выступил с двумя докладами (на пленарном заседании и на заседании первой секции). Доклады были посвящены причинам, характеру и последствиям этнополитических конфликтов и войн на Кавказе, взаимоотношениям народов Кавказа и России. Эта тема как в прежние годы, так и в настоящее время вызывает большой интерес у научной общественности Польши и многих других государств, например в Германии, Англии, Франции и т. д. Талант М.С. Тотоева развивался из чувства большой любви к выбранной профессии. Многочисленные работы профессора, остающиеся до сих пор востребованными в научных кругах, можно расценивать как результат его искренней любви к науке. Говоря об ученом, необходимо, на мой взгляд, особо подчеркнуть, что он внес заметный вклад в изучение взаимоотношений не только различных народов Северного Кавказа и России, но и в объективное изучение сложных и противоречивых взаимоотношений горских народов региона между собой. В этой области Михаил Сосланбекович до сих пор по праву считается одним из самых больших авторитетов. С большим уважением к нему относились и до сих пор относятся ученые-историки КабардиноБалкарии, Ингушетии, Чечни, КарачаевоЧеркесии и Дагестана. Среди тех, кто в разные годы защитил кандидатские и докторские диссертации под его научным руководством, есть немало представителей республик Северного Кавказа. В силу различных причин наибольший, на мой взгляд, вклад он внес в подготовку молодых и высококвалифицированных ученыхисториков для Кабардино-Балкарии. Высокую оценку давали Михаилу Сосланбековичу как крупному ученому-кавказоведу, талантливому педагогу, мудрому и опытному наставнику молодежи известные ученые Северного Кавказа, Юга России. Профессор М.С. Тотоев видел отчетливо все стороны сложного процесса взаимоотношений различных народов Кавказа, с одной стороны, и Российской Империи, с другой. Почти во всех своих монографических исследованиях Михаил Сосланбекович убедительно и аргументированно разоблачал антинародную сущность внутренней политики Петербурга в многонациональном и беспокойном крае, всесторонне изучал глубинные причины борьбы некоторых народов Кавказа (например, чеченцев, горцев Дагестана, отдельных адыгских народов и т. д.) против царизма. Такой подход в освещении сложных и противоречивых взаимоотношений народов Кавказа и России был основан на таких научных принципах, как историзм, объективность, правдивость и т. д. Михаил Сосланбекович в вопросах российскокавказских отношений придерживался тех же принципов, которые были характерны для многих других признанных ученых-кавказоведов, например, А.Л. Нарочницкого, Б.В. Скитского, С.К. Бушуева, В.Г. Гаджиева, а также наших известных земляков Г.Д. Тогошвили (Тогоева), В.К. Гарданова, З.Н. Ванеева и других. В этой связи представляется интересным точка зрения одного из признанных советских историков, академика АН СССР А.Л. Нарочницкого, который в 1982 году писал: «В нашей современной исторической литературе все глубже освещается прогрессивное значение вхождения народов Северного Кавказа в состав России, в то же время разоблачается реакционная политика царизма на Кавказе, изучается борьба горских народов против царизма» [5]. Следует особо подчеркнуть, что реакционную политику царизма на Кавказе и глубинные причины многолетней борьбы отдельных горских народов против Российской Империи изучали и освещали с научных позиций не только осетинские, кабардинские, дагестанские и другие ученые-кавказоведы, но и этнические русские историки. Среди них видное место принадлежит профессорам Н.А. Смирнову, О.П. Маркову, В.П. Невской, А.В. Фадееву, а также членукорреспонденту РАН, лауреату Государственной премии РФ, выдающемуся ученому-мыслителю второй половины XX века Ю.А. Жданову, академику АН СССР А.Л. Нарочницкому и многим другим. В работах Михаила Сосланбековича «Взаимоотношения горских народов с первыми русскими поселенцами на Северном Кавказе» (Орджоникидзе, 1948), «К вопросу об общественно-политическом состоянии Осетии в 30-х 40-х гг. XIX века» (Орджоникидзе, 1948), «Развитие культуры и общественной мысли в Северной Осетии в XIX–нач. XX века» (Орджоникидзе, 1950), «Из истории дружбы осетинского народа с великим русским народом» (Орджоникидзе, 1954; 1963), выдержавшей два издания, что для того времени считалось большим достижением, «К истории дореформенной Северной Осетии» (Орджоникидзе 1955), «Очерки истории культуры и общественной мысли в Северной Осетии в пореформенный период» (Орджоникидзе, 1957), «Очерки истории культуры и общественной мысли в Северной Осетии в начале XX века» (Орджоникидзе, 1968), «Из истории русско-осетинских культурных связей» (Орджоникидзе, 1976), «История русско-осетинских культурных связей» (Орджоникидзе, 1977) и других мы видим различные аспекты и стороны научно обоснованной концепции русско-осетинских отношений, присоединения Осетии к Российской Империи. Основные аспекты и фундаментальные положения этой концепции выдержали различные нападки оппонентов. Особое внимание в своих исследованиях Михаил Сосланбекович уделял судьбоносным явлениям в истории осетинского народа и Осетии. Ученый неоднократно подчеркивал, что присоединение Осетии к Российской Империи открыло новую и важнейшую страницу в истории и судьбе малочисленного осетинского народа, подвергавшегося, как известно, систематическим притеснениям со стороны более могущественных соседей в лице грузинских и кабардинских князей. Присоединение Осетии к Российской Империи определило дальнейшее прогрессивное развитие осетинского народа в сфере общественнополитической, экономической и культурной жизни. Во многих своих исследованиях профессор М.С. Тотоев убедительно доказал этот вывод. Сегодня историческая наука уже имеет четкую позицию по вопросу русско-осетинских отношений, предпосылок и процесса присоединения Осетии к России. Ученые-кавказоведы после долгих споров пришли к единому мнению, что присоединение Осетии к России произошло в 1774 году после победы России над Турцией в российско-турецкой войне 1768–1774 гг. М.С. Тотоев считал себя учеником и соратником докторов исторических наук, профессоров Бориса Васильевича Скитского и Георгия Александровича Кокиева. Можно предположить, что их благотворное влияние на Михаила Сосланбековича сыграло заметную роль в его становлении как ученого. Свою монографию «Очерки истории культуры и общественной мысли в Северной Осетии в начале XX века», изданную в Орджоникидзе в 1968 году, он посвятил «памяти незабвенного учителя и друга, выдающегося ученого-кавказоведа, доктора исторических наук, профессора Георгия Александровича Кокиева». Интересно отметить, что все три ученыхкавказоведа – Б.В. Скитский, Г.А. Кокиев и М.С. Тотоев – в разные годы испытали на себе гонения со стороны властей. Каждый из них услышал в свой адрес немало необоснованных обвинений. Эти обвинения, различные и изощренные формы унижения талантливых ученых в то время заметно сократили им жизнь. Имена и фамилии завистников давно уже стерты из памяти, а имена выдающихся ученых-кавказоведов будут всегда сверкать на научном небосклоне отечественной исторической науки. Г.А. Кокиев способствовал тому, чтобы М.С.Тотоев основательно изучил историю первых осетинских посольств в Петербурге. Как известно, осетинские посольства сыграли выдающуюся роль в установлении прочных и систематических связей между Осетией и Российской Империей. В результате их усилий произошло присоединение Осетии к России – событие, открывшее новую страницу в истории малочисленного осетинского народа, «определившее дальнейшие пути его общественно-экономического, политического и культурного развития» [7]. К этому следует добавить, что Осетия к XVIII веку переживала весьма сложный период своей многовековой истории. К XVIII веку здесь господствовали раннефеодальные отношения, которые «успешно уживались» с патриархальнородовыми. Социально-экономической структуре осетинского общества были свойственны основные признаки феодализма, такие как, например, господство натурального хозяйства, наделение непосредственного производителя средствами производства и землей, личная независимость крестьянина от феодалов, примитивное состояние техники [7. С. 173] и т. д. Заслуга профессора М.С. Тотоева состоит и в том, что в своих исследованиях он убедительно показал особенности и специфику собственности на землю у осетин, которые складывались в форме подворного, фамильного и общинного владения. Осетия, как известно, к XVIII веку, как и в последующие периоды, делилась на несколько относительно самостоятельных (автономных) обществ – тагаурское, дигорское, алагирское, куртатинское и т. д. В каждом конкретном обществе формы собственности на землю были представлены по-разному, в зависимости от уровня социальноэкономического развития. Важно подчеркнуть, что «верховным собственником земли считалось все общество» [7. С. 173]. Михаил Сосланбекович также исследовал сложные и противоречивые процессы становления и развития общественного строя в Осетии в XVIII–XIX вв. Наряду с другими талантливыми ученымиисследователями профессор М.С. Тотоев убедительно показал в своих исследованиях основы русско-осетинских отношений в XVIII в., глубинные причины (экономические, политические и др.) присоединения Осетии к России. Вопервых, вступив в состав Российской Империи, Осетия становилась составной частью одной из сильнейших европейских держав XVIII века. Это, естественно, давало большие преимущества для маленькой Осетии и малочисленного осетинского народа, подвергавшегося на протяжении долгого времени притеснениям со стороны более могущественных грузинских и кабардинских князей. Во-вторых, оказавшись составной частью Российской Империи, Осетия навсегда избавлялась от угрозы порабощения, а то и уничтожения со стороны султанской Турции и шахской Персии. В-третьих, осетины, как известно, до конца XVIII века жили в чрезвычайно тяжелых условиях и вынуждены были вести в труднодоступных горных ущельях тяжелую борьбу за выживание. В составе же Российской Империи осетины с помощью русского народа имели возможность «прорубить для себя окно» во внешний мир. Эта перспектива дорогого стоила. И это понимали наиболее дальновидные и талантливые представители осетинского народа, по инициативе которых Осетия вошла в состав России. Осетинские послы, которые отправились в Петербург и вели переговоры с русским правительством на предмет присоединения Осетии к России прекрасно понимали, что в случае успеха они навсегда избавят свою родину и свой многострадальный народ от притеснений грузинских и кабардинских князей. Осетинские послы прекрасно разбиралась и в сложных геополитических процессах, которые имели место на Кавказе. Своими умелыми действиями осетинские послы получили в конечном итоге возможность пользоваться плодородными землями на плоскости. В-четвертых, после присоединения к Российской Империи неурядицы и междоусобицы между отдельными осетинскими обществами постепенно стали уходить в прошлое. В-пятых, со вхождением в состав Российской Империи осетины получили благоприятную возможность воспринять культуру русского народа, благотворное влияние культуры всей России. В-шестых, отныне над Осетией больше никогда не висел «дамоклов меч» уничтожения, войны, геноцида. Наоборот, открывалась блестящая перспектива экономического и политического развития, культурного процветания и прогресса. В-седьмых, дружба и взаимопомощь осетинского и русского народов приносила определенные дивиденды не только Осетии, но и Российской Империи на Кавказе [8]. Таким образом, Михаил Сосланбекович обобщил и проанализировал причины естественного сближения Осетии с Россией. «Указанные причины ясно говорят о том, – подчеркивал М.С. Тотоев, – что единственным путем спасения осетинского населения, вымиравшего и вырождавшегося от безземелья и других неудобств в тесных и бесплодных ущельях Центрального Предкавказья, являлось сближение и присоединение его к России» [8. С. 17]. Таким образом, профессор М.С. Тотоев был одним из самых талантливых, масштабных историков Осетии, в целом Кавказа. Будучи патриотом многонационального советского государства, он внес весомый вклад в научное изучение истории и культуры осетинского народа. Он пользовался заслуженным авторитетом в научных кругах Кавказа и всей нашей страны. Сказанное вовсе не означает, что в многочисленных исследованиях Михаила Сосланбековича не было недостатков, упущений, ошибочных суждений и т. д. Они были. Но большие его научные достижения, солидные исследования по различным вопросам российско-кавказских отношений, истории и культуры осетинского народа, которые до сих пор остаются востребованными в научных кругах не только Осетии, но и всей страны, трудно переоценить. Он был одним из первых профессоров Осетии, которому удалось создать свою научную школу. Эту школу прошли более 20 известных и признанных ученых-историков, ставших под его научным руководством кандидатами и докторами исторических наук, профессорами. Они в разные годы успешно работали и продолжают работать в различных вузах и научно-исследовательских институтах Северного Кавказа. Михаил Сосланбекович заслуживает того, чтобы о нем была написана и издана отдельная монография. А еще он заслуживает увековечения его имени в названии улицы, площади, школы, других учебных и научно-исследовательских учреждений. Было бы хорошо переименовать одну из улиц Дигоры в честь М.С. Тотоева. Для начала следовало бы назвать его именем школу, которую он когда-то закончил. Об этом должны помнить не только ученые, но и те чиновники, от которых зависит воплощение идеи в жизнь.


ЛИТЕРАТУРА

1. Тотоев М.С. Из истории дружбы осетинского народа с великим русским народом. – Орджоникидзе: изд. «Ир». 1963;

 2. Тотоев М.С. Взаимоотношения горских народов с первыми русскими поселенцами на Северном Кавказе // Известия Северо-Осетинского научно-исследовательского института (Известия СОНИИ). – Дзауджикау. 1948. Т. 12;

 3. Тотоев М.С. Очерки истории культуры и общественной мысли в Северной Осетии в начале XX века. – Орджоникидзе: изд. «Ир». 1968;

 4. Тотоев М.С. В.И. Ленин об автономии горцев Северного Кавказа и думы горцев о В.И. Ленине // Плоды ленинской дружбы (сборник научных трудов). – Орджоникидзе: изд. СОГУ. 1976 и др.

 5. Нарочницкий А.Л. Прогрессивная роль Россия в исторических судьбах народов Кавказа // Великий Октябрь и передовая Россия в исторических судьбах Кавказа // Великий Октябрь и передовая Россия в исторических судьбах народов Северного Кавказа. – Грозный: Чечено-Ингушское книжное издательство. 1982, с.21.

 6. Тотоев М.С. К истории дореформенной Северной Осетии. – Орджоникидзе: изд. «Ир». 1955., с. 21–22. 7. История Северо-Осетинской АССР…, с.168. Л


ВЕСТНИК ВЛАДИКАВКАЗСКОГО НАУЧНГО ЦЕНТРА

Том 13, N 2, 2013 год.

Возврат к списку