Предлагаем вниманию читателей два письма из переписки Езетхан Уруймаговой и Юрия Либединского. Они хранятся в 1099 фонде Центрального Государственного Архива Литературы и Искусства в Москве.
4. X. 45.
Уважаемый Юрий Николаевич!
Надеюсь, что Вы меня вспомните, если напомнить Вам, что до войны Вы помогали мне над моею «Осетинской былью» (первоначальное название романа «Навстречу Жизни» ред.) работать.
Вы живы, я знаю по печати. Перед войной я виделась с Вами последний раз на квартире, кажется, родственников Вашей жены. Вы обещали мне тогда (это был май 1941 г.) поработать над моей рукописью. Теперь я молю провидение только об одном - чтобы рукопись моя случайно сохранилась.
Если действительно рукопись сохранилась, то прошу Вас, дорогой Юрий Николаевич, не поленитесь мне ответить. Если она цела, то сообщу Вам адрес, по которому можно передать в Москве. Я не хочу Вас затруднять, чтобы Вы сами бегали. Вы только напишите мне открытку. Напишите, где Вы, что с Вашей малюткой? Она, наверное, уже большая...
Привет жене и дочери. Уважающая вас Е. А. Уруймагова.
ОТВЕТ ЮРИЯ ЛИБЕДИНСКОГО:
Годы войны изгладили из моей памяти Ваше имя и отчество, дорогой товарищ Уруймагова, но я не забыл ни Вас, ни Вашей рукописи и еще до получения письма от Вас расспрашивал в издательстве, нет ли от Вас весточки. Должен с самого начала этого письма Вас огорчить - рукописи Вашей нет ни у меня, ни в издательстве. Мне кажется, память Вам изменяет: по-моему, вы увезли рукопись с собой, чтобы ее доработать. Об этом мне говорит Г. М. Граник, который шлет Вам привет. Он уже в Москве, но работает не в «Советском писателе», а в «Молодой гвардии».
Если Вы правы и память изменяет мне, а не Вам, и рукопись действительно оказалась перед войной у меня (хотя зачем я мог ее себе оставить?), то положение с ней совсем печально: значит, она погибла вместе с нашей библиотекой и значительным количеством моих рукописей, оставшихся на даче в Переделкино, где во время войны мы отсутствовали.
Неужели у Вас нет второго экземпляра или черновика рукописи? Нужно сделать все, чтобы ее восстановить, и я убежден, что это Вам удастся. Повесть Ваша талантлива и своеобразна. Она будет событием в литературе. Я до сих пор помню главный персонаж повести — властную кулачку, хозяйку дома, ее взаимоотношения с невесткой, родней, с соседями. Помню также одного из соседей – богача, его семью. В этой же семье была, кажется, немая невеста. Помню также и вторую часть, где появляется т. Киров, но она слабее.
Мой Вам совет, если будете восстанавливать, делайте сначала первую часть как отдельное законченное произведение. Ограничьте себя пятью семью листами (не более 150 стр. на пишущей машинке). Делайте обязательно два экземпляра. Если один пошлете в Москву, то другой оставьте у себя во избежание происшествий, подобных случившемуся. Во всех Ваших творческих делах можете рассчитывать на меня. Спасибо за память о моих семейных делах...
Жму руку. Ю. Либединский
5. I. 1946.
См.: Литературная Осетия, 1981 №57
